В.Л.Уткин "Биомеханика физических упражнений"

ГЛАВА 6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВ БИОМЕХАНИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Затруднение не в вопросе, что нужно сделать, но как -это сделать. 

А это вопрос педагогической техники.

А. Макаренко

От метода проб и ошибок — 

к целенаправленному обучению!

Педагогические приемы современной биомеханики базируются на основополагающих принципах дидактики. В их числе: систематичность обучения, сознательность, активность, наглядность и доступность (Студенты знакомятся с принципами дидактики при изучении педагогики, а также теории и методики физического воспитания).

На уроках физкультуры в школе, так же как на занятиях в спортивных секциях и группах здоровья, преподаватель сталкивается с многочисленностью обучаемых и неодинаковостью их физической и технико-тактической подготовленности. Эти трудности можно преодолеть, опираясь на глубокое знание основ биомеханики, перечисленные выше дидактические принципы, а также на идеи и методы программированного обучения, педагогической кинезиологии и суггестологии.

ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ И ТАКТИКЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При программированном обучении учебный процесс осуществляется по определенной обучающей программе. Учебный материал и деятельность обучаемого расчленяются на «порции» и «шаги». Обучающая программа закладывается или в специальное обучающее устройство, или в программированный учебник.

После каждого «шага» проверяется освоение обучаемым очередной «порции» знаний и навыков. Этим обеспечивается возможность приспособления быстроты обучения к индивидуальным особенностям ученика.

Итак, при использовании программированного обучения весь объем знаний и умений «квантуется», т. е. разделяется на небольшие порции («кванты»), передаваемые ученику в определенной последовательности. Сделать это можно, если четко сформулировать цели и задачи обучения на каждом уроке, в каждой части урока и в отдельных двигательных заданиях.

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ

Четкое формулирование целей и способов их достижения на каждом этапе обучения позволяет реализовать дидактические принципы сознательности и активности. Обучение становится целенаправленным. Обучаемому дается возможность заранее увидеть всю последовательность обучающих мероприятий и осознанно переходить от этапа к Этапу. Так подходят к организации процесса обучения в педагогической кинезиологии (См.: Гросс X. X. Методология педагогической кинезиологии.— Таллин, 1987.).

Необходимость нового подхода, развивающего идеи программированного обучения, обусловлена тем, что разучивание двигательных действий существенно отличается от освоения теоретических знаний. При выполнении физических упражнений возможен и необходим не только логический, но и образный, и чувственный самоконтроль. Другими словами, в процессе обучения ученику следует сообщить и дать почувствовать:

1) что он должен делать (на этой информации основывается логический самоконтроль);

2) что он будет ощущать при правильном выполнении двигательного действия.

Тем самым в сознании ученика связываются воедино смысловой, зрительный и кинестетический образы двигательного действия.

Центральным понятием педагогической кинезиологии является модель оптимальной техники. Как правило, это — словесное описание рациональной техники, иллюстрированное рисунками и содержащее:

1) описание фазового состава двигательного действия;

2) описание и фотографии (или схематические изображения) оптимальных граничных поз, которые человек должен принимать в начале и в конце каждой фазы (без остановки движения);

3) перечисление целей, к которым нужно стремиться при выполнении всего двигательного действия и каждой из его фаз, и задач, которые нужно решить для достижения целей.

Когда специалисты по педагогической кинезиологии обдумывают и формулируют модель, они исходят из представления о двигательном действии как системе, которая характеризуется составом и структурой, т. е. прежде всего стараются понять, из каких пространственных и временных элементов (элементарных действий) состоит целостное действие и по каким закономерностям организована взаимосвязь между ними.

Все это, вместе взятое, дает педагогу и ученику ориентиры, которые помогают значительно ускорить обучение и обучать сразу правильно, минуя этап проб и ошибок.

Иллюстрацией сказанного могут служить те разделы глав 7, 8 и 9, которые посвящены кинематике ходьбы, бега, передвижения на лыжах и плавания и оптимизации техники в этих видах циклических локомоций. Там содержатся сведения, соответствующие четырем «языкам», которыми можно описать технику.

Первый язык (что вижу) — описание «видимых фактов», или внешней картины движений. Этот язык понятен всем, кто участвует в обучении:

— ученику (от которого нельзя требовать знаний по биомеханике);

— учителю или тренеру (который тоже не всегда имеет хорошую биомеханическую подготовку);

— специалисту, глубоко разбирающемуся в закономерностях двигательной деятельности.

Второй язык (почему так происходит) — описание биомеханических механизмов, обеспечивающих оптимизацию двигательных действий. Это язык специалистов, овладевших биомеханикой хотя бы в объеме первых пяти глав настоящего учебного пособия.

Третий язык (что рекомендую, требую) предназначен для учителя физкультуры или тренера.

И наконец, четвертый язык (как должно быть и что при этом ощущаю) предназначен для ученика. Например, спортсмену необязательно знать, каковы величины суставных углов. Но он должен знать, где те или иные точки тела встречаются в пространстве.

Чем ниже уровень подготовленности человека, которому адресуется модель, тем проще должен быть язык. Например, там, где нельзя требовать специальных знаний, нужно пользоваться простейшим языком. В этом случае приходится говорить даже не о фазах, а об элементарных действиях (рукой, ногой, тазом и т. п.).

Таким образом, при использовании методов педагогической кинезиологии сознательность обучения обеспечена наличием «модели» (образца) техники или тактики. Обучаемый получает возможность осмысленно приближать свою двигательную деятельность к этому стандарту.

Последовательность и постепенность обучения достигаются упорядоченностью решаемых задач. Программа обучения составляется так, чтобы обучаемый осваивал правильную технику двигательных действий и тактику двигательной деятельности постепенно, шаг за шагом, осмысливая свои действия.

Доступность обучения реализуется тем, что каждая очередная порция информации осваивается на уровне уже достигнутых возможностей, которые реально оцениваются учителем и самим учеником.

И наконец, обучение становится активным благодаря самоконтролю, для чего создается система ориентиров — зрительных и кинестетических (основанных на ощущениях обучаемого).

Методы педагогической кинезиологии чрезвычайно плодотворны. Но процесс построения модели двигательного действия весьма трудоемок. На сегодняшний день такие модели созданы для ходьбы, бега, передвижения на лыжах, плавания. Некоторые из них использованы нами при описании закономерностей частной биомеханики.

В современной педагогической кинезиологии используются модели, в которых ориентирами служат только показатели кинематики (т. е. внешней картины движений). Это объясняется тем, что, по предложению X. X. Гросса, экспериментальные данные для моделей собираются путем регистрации техники спортсменов высшей квалификации, находящихся в наивысшей спортивной форме, на крупнейших соревнованиях. Столь высокие требования к эталонной технике исключают возможность применения других методов, кроме кино- и видеосъемки. В дальнейшем по мере совершенствования датчиков биомеханических характеристик к ним полезно добавить показатели динамики и энергетики. Тогда можно было бы говорить не только об эталонных величинах суставных углов, перемещений, скорости и т. п., но и об оптимальных величинах сил действия, развиваемой энергии и экономичности.

Современный арсенал педагогической кинезиологии позволяет выразить точными словами (а в дальнейшем, возможно, и математически) всю сложность двигательной деятельности, которую талантливый тренер постигает из опыта и благодаря своей интуиции.

Заметим, что все физические упражнения, с точки зрения педагога, делятся на две группы:

1) легко усвояемые (например, упражнения комплекса ГТО);

2) те, над которыми работают годами (например, метания спортивных снарядов).

Методы педагогической кинезиологии полезны при освоении упражнений первой группы и совершенно необходимы при обучении сложным двигательным действиям.

И еще одно замечание. Объединяя смысловой образ оптимальной техники со зрительным и кинестетическим, необходимо контролировать не только правильность выполнения двигательных действий, но и знания по технике. При этом выявляются пробелы в знаниях и становится явной следующая иерархия уровней подготовленности ученика: не знаю — не делаю, знаю — не делаю, не знаю — делаю, знаю — делаю. Эти ступени, подобно лестнице, ведут к вершине технико-тактического мастерства.

ПОНЯТИЕ О СУГГЕСТИВНЫХ МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ

Методы программированного обучения и педагогической кинезиологии упорядочивают процесс передачи знаний. Они активизируют познавательную деятельность ученика, дают ему возможность осваивать эффективную технику и тактику шаг за шагом и сразу правильно, без досадных «проб и ошибок». Тем самым обучение становится более целенаправленным и значительно ускоряется. Но существуют и другие, еще более интенсивные методы обучения. Это суггестивные методы.

Суггестология (от suggest — намекать, наводить на мысль) — наука о внушении. В соединении с педагогикой суггестология образует суггестопедию — новый раздел педагогики, разрабатывающий приемы ускоренного обучения (Г. Лозанов, 1970 г.). В отличие от других, суггестивные методы достигают цели в обход логики, во многом напоминают игру и потому не требуют от ученика значительных волевых усилий. Как известно, именно так обучаются маленькие дети.

Исследованиями психологов, психиатров и нейрохирургов установлено, что человек использует лишь ничтожную часть возможностей своего мозга. Существуют колоссальные резервы, о чем говорят, например, факты «сверхзапоминания» (до 1000 иностранных слов за сеанс) особо одаренными людьми и обычными людьми в состоянии гипноза. Суггестивные методы обучения опираются на эти резервы и активизируют их.

Для того чтобы активизация резервов мозга стала возможной, необходимо преодолеть «критически-логический» антисуггестивный барьер, т. е. ситуацию, когда, привыкнув к ограниченности своих возможностей, человек из соображений здравого смысла не верит в свои сверхвозможности.

Например, известно, как трудно увеличить результат спринтеру высшей квалификации, достигшему своего «потолка». И. П. Ратов и его сотрудники добивались этого с помощью приспособления, которое они назвали облегчающей подвеской. Над беговой дорожкой электромотором со скоростью бегуна перемещался блок с ремнями, подтягивающими спортсмена кверху и тем самым снижающими силу тяжести. При этом результат в спринтерском беге, естественно, оказывался выше обычного. Это способствовало формированию навыка «сверхбыстрого» бега, придавало бегуну уверенность, и в дальнейшем он улучшал свой результат на соревнованиях.

Той же цели могут служить и другие тренажеры для физической и технико-тактической подготовки спортсменов, а также людей, занимающихся физкультурой. 

Контрольные вопросы

1. Как строится учебный процесс при программированном обучении?

2. Что такое модель оптимальной техники двигательного действия и оптимальной тактики двигательной деятельности?

3. Что нового в традиционные методы технико-тактической подготовки вносит педагогическая кинезиология?

4. С помощью каких «языков» может быть описана оптимальная техника двигательных действий?

5. Как сделать обучение технике двигательных действий доступным для человека, малоподготовленного в теоретическом отношении?

6. Какую систему ориентиров вы можете предложить для обучения в вашем любимом виде спорта?

7. Что такое суггестология и суггестопедия и какие перспективы они открывают перед спортивной педагогикой?

8. В чем коренное отличие суггестивных методов обучения от традиционных?

9. Приведите примеры реализации в практике физического воспитания и спорта методов программированного обучения, педагогической кинезиологии и суггестологии.

10. Решите кроссворд (рис. 68).

Рис. 68. Кроссворд.

По горизонтали. 1. Известный лыжный марафон, в котором регулярно участвуют создатели педагогической кинезиологии и где можно на практике ознакомиться с рациональной техникой передвижения на лыжах. 2. Интервал времени между граничными позами (временной элемент двигательного действия). 3. Методология программирования и оптимизации двигательных действий человека, использующая логический, образный и чувственный самоконтроль: педагогическая ... 4. Новый раздел педагогики, разрабатывающий методы ускоренного обучения. 5. Образец техники или тактики.

По вертикали. 1. Один из основополагающих принципов дидактики. 2. Небольшая порция изучаемого материала. 3. Медико-биологическая учебная дисциплина, знание которой необходимо для успешного освоения биомеханики. 4. Один из основополагающих принципов, лежащих в основе биомеханического обоснования и оптимизации двигательной деятельности. 5. Ориентиры, используемые при обучении двигательным действиям и основанные на ощущениях. 6. Союзная республика, где разработаны основы педагогической кинезиологии


Часть вторая ЧАСТНАЯ БИОМЕХАНИКА

Этот раздел посвящен биомеханическим закономерностям ходьбы, бега, плавания и других циклических локомоций, бросков, ударов и других переместительных действий, а также общеразвивающих гимнастических упражнений. Рассматриваются: кинематика (длина шага и темп, позы и фазовый состав), топография работающих мышц, динамика (источники сил и их согласование), биоэнергетика и оптимальные режимы двигательной деятельности.

ГЛАВА 7. БИОМЕХАНИКА ХОДЬБЫ И БЕГА

Русский стиль - поддержка студии Black Ice (c) 1999-2003

Используются технологии uCoz